Вандализм — одно из проявлений деструктивного поведения. Обычно он направлен на порчу, уничтожение и разрушение каких-то объектов. Как он проявляется? Это те самые сломанные лавочки, разбитые фонари, перевернутые урны, расписанные стены и памятники, поваленные надгробия и вытоптанные клумбы.
Каждое из таких действий имеет как экономические, так и социальные последствия. Испорченное городское имущество нужно ремонтировать и восстанавливать, нецензурные надписи и несогласованные граффити — закрашивать. По некоторым оценкам город может тратить до 30% средств, выделенных в год на содержание и ремонт, только на устранение ущерба от вандализма.
Мы подсознательно стремимся к красоте и гармонии, поэтому не пойдем в парк со сломанными лавочками и разбитыми фонарями. Кроме того, однажды начавшись, вандализм вызывает эффект домино: рядом с одной надписью появляется следующая, а один разбитый фонарь или перевернутая урна провоцирует бить и ломать дальше. В итоге мы получаем город, в котором не хочется жить.
По российскому законодательству ответственность за вандализм наступает в 14 лет. До этого возраста за действия детей отвечают их родители.
Почему подростков тянет к разрушению?
Среднестатистический вандал — это юноша 11–13 лет, то есть только-только вступающий в переходный возраст. Тому, что вандализмом чаще занимаются мальчики, есть очень простое объяснение: их меньше контролируют и у них больше физической силы, чтобы что-то сломать.
Стремление к разрушению имеет чисто биологические основы. Гормональная перестройка, изменения тела, незрелость мозга и нервной системы (подросток сначала делает, а потом думает), непонимание себя и своих эмоций приводит к самому простому выходу: что-то сломать, испортить, перевернуть.
Но на деструктивное поведение подростков влияет не только биология, но и социальные факторы:
1. Крик о помощи. Подросток не знает, что делать с новыми для него эмоциями. Ему кажется, что взрослые, стремясь поместить его в рамки норм и приличий, чрезмерно давят. Деструктивное поведение — это крик о помощи, крайние меры, чтобы обратить на себя внимание.
2. Проверка границ. Ребенок, вступая в период взросления, начинает проверять границы взрослых, в первую очередь, родителей и учителей. Он понимает, что уже не маленький, поэтому старые методы наказаний и запретов не работают. Ребенок как будто спрашивает: «Что вы сделаете, если буду вести себя неподобающим образом?» Это ровно то же самое, что было при кризисе 3 лет, только в гораздо большем масштабе.
3. Самоутверждение. Подростковый возраст — это время, когда ребенок ищет себя и пробует разные модели поведения. Ему может казаться, что бунт, бранные слова на стене или разбитый фонарь — это отличный способ показать крутизну.
4. Скука. Городские пространства предназначены для малышей и взрослых. В редком городе можно найти площадку или какое-то общественное место для подростков. Фактически они оказываются на улицах города, который не предназначен для них. Они не знают, чем себя занять, поэтому ломают, бьют и расписывают стены.
5. Гиперопека. Когда родители контролируют каждый шаг ребенка, и вся его жизнь сопряжена с запретами, он, стараясь вырваться из-под этой опеки, начинает вести асоциальный образ жизни, пробовать алкоголь и наркотики.
6. Пример родителей. Если родители обесценивают чужой труд, то ребенок усваивает эти модели поведения и в подростковом возрасте ведет себя в соответствии с теми принципами, которые вложили в него родители. Особенно часто вандализмом занимаются подростки из дисфункциональных и неблагополучных семей, в которых детьми не занимаются.
7. Непонимание. Многие (не только дети и подростки) уверены, что общественные пространства никому не принадлежат, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы сорвать цветок с клумбы или расписать стену. Они занимаются вандализмом не оттого, что хотят причинить вред или что-то испортить, просто не понимают, что общественное имущество и общественные пространства — это чей-то труд и бюджетные деньги.
Деструктивное поведение подростка редко несет в себе цель навредить или испортить. Им чаще движет непонимание и самоутверждение, поэтому нам как взрослым необходимо направить их энергию в мирное русло.
Направить энергию в мирное русло
Профилактика вандализма — комплексная работа родителей, педагогов и государства. Такая работа должна быть направлена не на закручивание гаек и увеличение штата полиции. Во-первых, невозможно поставить сотрудника правопорядка на каждом углу. Во-вторых, запреты действуют на подростков, как красная тряпка на быка, и провоцируют их еще больше нарушать правила. Наша задача — направить подростков, сделать так, чтобы им было неинтересно ломать и крушить.
Что именно мы можем сделать?
1. Разговаривать с подростком. Да, это бывает сложно, потому что подросток считает себя достаточно взрослым для того, чтобы самому принимать решения. Но он все равно остается ребенком и не может полностью просчитать последствия своих действий. И мы как взрослые должны запастись терпением и постараться найти подход к сыну или дочери. Если не получается разговорить ребенка, обращайтесь к психологу. Подходящего специалиста можно найти в школе или одном из государственных центров помощи семьям.
2. Следить за собой. Проанализируйте, как вы ведете себя в сложных ситуациях. Скандалите в магазинах? Кричите на ребенка, если он схватил двойку? Если у ребенка нет конструктивных примеров, он ведет себя так, как принято в семье. Возможно, его вандализм — это отражение вашего поведения.
3. Учить выражать чувства конструктивно. То, что переживает ребенок в подростковый период, напоминает шторм. На него обрушиваются новые, неизвестные ему эмоции. И он не знает, как с ними справляться. Научите его разбираться в себе и своих эмоциях, помогите выражать их безопасным для себя и окружающих способом. Например, в случае агрессии можно рисовать, дышать или считать.
4. Искать безопасный досуг. Подростку жизненно необходимо выплескивать энергию. Предложите ему записаться в театральный кружок или спортивную секцию, например, на плавание или капоэйру. Или сходить в водный или пеший поход. Начните кататься на роликах летом и на лыжах зимой. Поищите в городе кружки и клубы по интересам. Возможно, ребенка заинтересуют реконструкторы или игра в го, клуб настольных игр или литературный кружок. Если ваш город совсем маленький или ребенок не может найти подходящего для себя занятия, организуйте его вместе.
5. Ослабить контроль. Покажите ребенку, что вы ему доверяете. Перестаньте контролировать каждый шаг и не заставляйте отчитываться. Обсудите разные ситуации и их последствия. Договоритесь о том, как подросток будет вести себя, если попадет в неприятную ситуацию. Обязательно скажите, что в любом случае придете ему на помощь, а взрослым считается тот человек, который не только принимает решения, но и отвечает за эти решения.
6. Показать работу других. Запишитесь волонтером на городской субботник или фестиваль. Это поможет понять, что любое общественное мероприятие и пространство базируется на труде других людей. Когда ребенок своими руками покрасит лавочку или уберет мусор, он 10 раз подумает перед тем, как написать то самое слово на заборе.
Конечно, нам стоит стать примером и написать обращения в администрацию города с предложением обустроить общественные пространства для подростков. Если в его обустройстве примут участие дети, польза будет двойной. Разрушать то, что создал своими руками, не так интересно.
Карина Рихтере @mamazonka.ru